?

Log in

No account? Create an account

bambara

Previous Entry Share Next Entry
06:24 pm: хороший тумблер, новый

Серийный выпрямитель есть, тоже старинный. Неоновая лампочка обыкновенная.
Тумблер. Хороший тумблер, новый. Та-ак...
Еще имеет место шнур. Очень хороший шнур, совсем новый... Вот, пожалуй, и все.



Читал книги про компьютерные интерфейсы, много думал :-) Сформулировал для себя принцип "одна функция - одно действие". Это, кажется, должно быть общим местом, но почему-то таковым не является.

Возьмем, например, компьютерную мышь. Предполагается, что ей пользуется человек, у которого на руке пять пальцев, и он способен управлять каждым из них по отдельности. Однако первые (макинтошевские) мыши были явно предназначены для крупных копытных, поскольку имели всего одну кнопку. В дальнейшем эволюция привела к появлению мышей для парнокопытных (с двумя кнопками), а также для птиц (с двумя кнопками и колесом), и на этом практически остановилась. Потом произошло удивительное: появившиеся было мыши для людей (с пятью симметрично расположенными кнопками) к настоящему моменту почти полностью вытеснены мышами для неведомых существ, у которых от двух до девяти (!) больших пальцев.

Более того, абсолютное большинство людей (в том числе - продавцов компьютерной техники) искренне не понимает, зачем на мыши дополнительные кнопки. В ответ на предложение назначать на них наиболее часто используемые функции, например "копировать" и "вставить", меня спрашивали, что мне мешает делать это через "меню правой кнопки" мыши (т.е. в два щелчка на каждое действие), а то и через основное меню интерфейса (Edit -> Сopy - два щелчка + перемещение курсора на другой конец экрана и обратно), или же через нажатие двух клавиш на клавиатуре (одновременно!).

Как ответить на этот вопрос? Ничего мне не мешает. Просто я человек, у меня на руках пять пальцев, я считаю это своим эволюционным преимуществом и хочу это использовать. В итоге, чтобы найти симметричную пятикнопочную мышь, мне пришлось оббегать пол-Москвы да еще и выдавать себя за левшу :-)

С клавиатурами дело обстоит не лучше. Не знаю, жив ли еще человек, который придумал русскую раскладку для клавиатуры, в которой запятая ставится через Shift, но я могу легко представить, как будет выглядеть его персональный ад, в который он попадет после смерти. Это будет мир, очень похожий на наш, только у людей в нем вместо рук - китайские палочки для еды, так что любое, даже самое простое действие они вынуждены совершать обеими руками. Скорее всего, туда же попадут все изобретатели интерфейсов типа "удерживая одну клавишу, нажмите другую".

Не избегнут этой участи и конструкторы клавиатур для мобильных устройств. Даже предложенная ими возможность нажимать клавиши не одновременно, а последовательно не искупает тяжкого греха - размещения в дополнительном регистре не только запятой, но и нескольких букв русского алфавита. (И не говорите мне, что для дополнительных клавиш не хватило места - мне известно одно (и только одно) устройство, разработчики которого позаботились о том, чтобы клавиш хватило на всех - это Highscreen Zeus, on же Geekphone One.)

Теперь - благая весть: мне кажется, я знаю способ спасти от адских мук по крайней мере разработчиков клавиатур для стационарных компьютеров. Все просто: изменение режима должно производиться самой клавишей. Иными словами, каждая клавиша функционально превращается в тумблер. На практике это выглядит так: клавиша представляет собой колесико (или половину колесика) с плоской поверхностью и небольшой выемкой посередине, так что в основном положении (назовем его "0") она не сильно отличается на вид от обычной. При этом по верхнему и нижнему краю клавиши расположены небольшие выступы, вроде бортиков. Такую клавишу можно не только нажимать, но и проворачивать к себе ("-1") или от себя ("+1") примерно на шестую часть оборота. В повернутом состоянии она фиксируется (бортик при этом оказывается сверху), так что для возвращения в исходное положение ее необходимо повернуть обратно. В повернутом положении нажать на клавишу нельзя.

Технически в клавише, совмещенной с колесиком, нет ничего нового - такие уже используются в компьютерных мышах, а когда-то - еще и в мобильных телефонах Sony. Разница заключается в том, что у мыши основное действие - это поворот колеса, а для нажатия требуется небольшое усилие, - здесь же должно быть наоборот, чтобы избежать случайного проворачивания при простом нажатии. Случайного нажатия при проворачивании позволят избежать бортики - благодаря им усилие при проворачивании будет направлено параллельно плоскости клавиатуры.

Работать это может двумя способами:
а) Функциональное действие совершается, когда клавиша повернута до упора и обратно. По сути это тот же "Ctrl+" или "Alt+", только нужная функция вызывается в одно касание.
б) Функциональное действие совершается, когда клавиша повернута до упора. Преимущество - возможность множественных действий (например, повернуть клавишу "С" в положении "+1" и скопировать в буфер несколько объектов, расположенных в разных местах экрана). Недостаток - "забывание" клавиш в повернутом состоянии, или возможность конфликта (когда повернуты две клавиши с противоположными функциями).

Как известно, самый страшный демотиватор - это Google: стоит только придумать что-нибудь оригинальное, как оказывается, что на это уже есть десять тысяч ссылок. Однако в данном случае поверхностное гугление не дало ровным счетом ничего. Говорят, встречались когда-то клавиатуры с качающимися клавишами, которые были очень неудобны в использовании, потому что между основным и функциональным положениями клавиш не было осязаемой разницы. В описанной выше концепции такая разница есть.

Есть мнение, что "железные" клавиатуры доживают свой век, уступая место экранным, проецируемым и т.п. Не думаю: в отличие от всех остальных, "железные" клавиатуры дают тактильную обратную связь. Осязание - это тоже эволюционное приобретение, от которого не хочется отказываться.

Всех, у кого хватило терпения дочитать этот пост до конца, я приглашаю высказать свои соображения, желательно - критические :-).

UPD: По результатам первых отзывов - несколько уточняющих дополнений:

1. Предлагаемая клавиатура будет иметь полную обратную совместимость с традиционной. Т.е. на ней можно сохранить клавиши Ctrl и Alt на привычных местах - просто у них появится альтернатива. Клавишу Shift вообще никто не предлагает отменять. Единственное отличие - запятую в русской раскладке надо переносить в нижний регистр - например, вместо косой черты.

2. Когда я говорю про "тактильную обратную связь", которую не дают тачскрины и проецируемые клавиатуры - я имею в виду не только и не столько ощущение нажатия, сколько тактильную разницу между нажатой и отпущенной клавишей, а главное - между разными клавишами. Печатать "вслепую" на клавиатуре, на которой невозможно на ощупь отделить одну клавишу от другой, на порядок сложнее, если вообще возможно.

3. Клавиатуры с колесиками вместо клавиш не не содержитдорогостоящих высокотехнологичных элементов, таких, как тачскрин. От обычной клавиатуры она отличается количеством датчиков и механикой (не слишком сложной), поэтому ее цена не должна быть слишком высокой. Еще один недостаток тачскрина - он хрупкий и дорогой, поэтому его страшно разбить. Это в значительной степени препятствует его эффективному использованию.

Comments

[User Picture]
From:ikadell
Date:June 26th, 2011 07:04 pm (UTC)
(Link)
Такая сложная клавиатура будет сильно дороже и замороченнее. Навряд ли ее удобство превысит. Человек существо консервативное...
[User Picture]
From:bambara
Date:June 26th, 2011 07:23 pm (UTC)
(Link)
все интерфейсы когда-то появились впервые :-) а такой клавиатурой можно будет пользоваться, как обычной, так что преемственность сохраняется
дороже - да, но не катастрофически. три датчика вместо одного на каждую кнопку плюс чуть более сложная механика - ну, допустим, в четыре раза. Простая клавиатура сейчас стоит 200 рублей.
[User Picture]
From:ikadell
Date:June 26th, 2011 08:32 pm (UTC)
(Link)
Больше критических замечаний у меня нет, извините:)
[User Picture]
From:bambara
Date:June 26th, 2011 09:15 pm (UTC)
(Link)
но все равно спасибо :-)
[User Picture]
From:cdan
Date:June 27th, 2011 04:39 am (UTC)
(Link)
Вчера прочитал этот пост, а сегодня с утра открыл новости и что же я вижу? Мышь "для людей" в вашей терминологии или "пять мышей в одной" :)
[User Picture]
From:bambara
Date:June 27th, 2011 04:42 am (UTC)
(Link)
Интересно, спасибо. Действительно, тут и пять пальцев, и тактильность. Беда только в том, что, судя по картинке, на эту мышь нельзя поставить руку не глядя и в одно движение.
[User Picture]
From:cdan
Date:June 27th, 2011 04:56 am (UTC)
(Link)
Да, прототип пока достаточно спорный. Было бы разумно развить идею например так: соединить все пять площадок как с подложкой для кисти, так и последовательно между собой упругими связями. Тогда в состоянии покоя контроллер всегда будет иметь одну и ту же форму, а смещение площадок друг относительно друга с различным усилием можно использовать как дополнительный канал управления.
[User Picture]
From:get_out
Date:June 27th, 2011 12:49 pm (UTC)
(Link)
Сложно сказать насколько такая клавиатура будет удобней, не пощупав, но, например, то же копирование, будет в 2 раза медленней. Сейчас чтобы нажать ctrl-c нужно одно нажатие, хоть и 2-мя пальцами сразу, а в предложенном варианте надо 2 последовательных действия - поворот, потом нажатие.
Есть вот такая идея доработки: клавиша в повороте не фиксируется, а даже наоборот, стремится вернуться в обратное "прямое" положение, т.е. чтобы нажать с как copy, надо повернуть и сразу нажать кнопку. Тут надо поиграть с высотой бортиков, чтобы избавиться от соскальзывания. Ну и положения будет всего 2, прокручивать в сторону от себя такую кнопку будет неудобно.
[User Picture]
From:bambara
Date:June 27th, 2011 04:27 pm (UTC)
(Link)
Не так. Функция вызывается поворотом, без дополнительного нажатия.

Почему "от себя" прокручивать неудобно? По тачпаду пальцем возить удобно в любую сторону, а тут похожее движение.
[User Picture]
From:get_out
Date:June 28th, 2011 06:02 am (UTC)
(Link)
Да, я не так понял.
[User Picture]
From:crazyhome
Date:June 27th, 2011 09:27 pm (UTC)

Вариант оптимизации

(Link)
Может быть будет лучше, если клавиша не фиксируется в повернутом состоянии, а сама возвращается в основное положение? Не надо делать лишнее движение - возвращение.
[User Picture]
From:bambara
Date:June 28th, 2011 06:18 am (UTC)

Re: Вариант оптимизации

(Link)
Я думал об этом, но тогда не будет тактильной фиксации завершенного действия.
[User Picture]
From:vombastik
Date:June 28th, 2011 09:04 pm (UTC)

занудно

(Link)
мышь с двумя кнопками - для парнокопытных
[User Picture]
From:bambara
Date:June 29th, 2011 04:29 am (UTC)

Re: занудно

(Link)
да, конечно. Спасибо!
[User Picture]
From:boris_letuchiy
Date:July 23rd, 2011 11:22 am (UTC)

Точка и запятая на русской раскладке

(Link)
О клавиатуре пока ничего не скажу, а вот насчет точки и запятой в русской раскладке скажу.

Я скачал Microsoft Keyboard Layout Creator, с помощью которого создал русскую раскладку, в которой запятая на нижнем регистре, а точка на верхнем (на той же клавише, где они и были). Несколько минут печатал с напряжением (переучивался), а потом напряжение ушло. Страшно удобно. Всем советую.

А английская раскладка у меня не QWERTY, а Dvorak. Переучиваться подольше, но страшно удобно. Всем советую.
[User Picture]
From:boris_letuchiy
Date:July 23rd, 2011 12:21 pm (UTC)

Re: Точка и запятая на русской раскладке

(Link)
Это я к тому, что клавиатура с качающимися клавишами когда еще будет (да и будет ли, да и соответствует ли анатомии качание клавиш), а Дворак и модифицированная русская раскладка и проистекающее от них удобство - вот они прямо сейчас.

Раскладка Дворака для английского языка входит в стандартную поставку Windows (она и в DOS входила).
[User Picture]
From:nao_sim
Date:January 12th, 2014 11:37 am (UTC)
(Link)
Ты молодец. Давно пора перестроить традиционную клавиатуру. Она откровенно устарела. Но не в сторону всяких там тыканий в экран. Выражаясь твоими фразами, я твердо верю в то, что «экранные» клавиатуры доживают свой недолгий век. Я просто тихо жду когда они умрут и я опять смогу купить нормальный телефон.
Powered by LiveJournal.com